Качество образования в настоящее время является стратегическим приоритетом для Российской Федерации.
Соответственно, вопросы объективной оценки образовательных результатов обучающихся - один из ведущих векторов развития системы российского образования.
Только в результате согласованных действий на всех уровнях управления образованием может быть достигнуто повышение объективности оценки образовательных результатов обучающихся.
На федеральном уровне система оценки качества образования включает комплекс оценочных процедур с использованием инструментов объективной оценки: ОГЭ, ЕГЭ, ВПР, НИКО. Указанные процедуры направлены на системную диагностику состояния системы образования с целью принятия своевременных мер по устранению выявленных проблем с последующей оценкой эффективности принятых мер.
Таким образом, на общероссийском уровне создаются условия для формирования новых подходов к оценке образовательных результатов обучающихся и уровня профессиональной компетентности педагогов, не предполагающих сравнения результатов разных обучающихся между собой и сопоставления рейтинговых результатов между образовательными учреждениями.
В соответствии с Законом об образовании в Российской Федерации «качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы».
Соответственно качество образования должно обеспечиваться в соответствии с требованиями ФГОС общего образования и запросами потребителей образовательных услуг (индивидуализация образовательных маршрутов).
Основные объекты оценки качества образования - планируемые результаты подготовки обучающихся, указанные в ООП, и удовлетворенность качеством оказываемых образовательных услуг.
Основные критерии системы оценки качества образования:
- качество образовательного результата (качество подготовки обучающихся);
- качество условий получения образования (в т.ч. качества системы управления);
- качество образовательной деятельности.
Поэтому на современном этапе рассматриваются следующие направления оценки качества образования:
- оценка культуры самооценки образовательных организаций, внедрение технологий формирующего оценивания как способа продвижения к поставленным целям обучения с учетом целей и особенностей участников образовательных отношений;
- оценка степени соответствия подготовки обучающихся требованиям ФГОС к результатам освоения образовательных программ;
- оценка степени соответствия образовательной деятельности требованиям ФГОС к условиям реализации образовательной деятельности;
- оценка степени соответствия подготовки обучающихся их потребностям, потребностям предприятий и учреждений;
- оценка степени соответствия образовательной деятельности потребностям обучающихся, потребностям организаций среднего и высшего профессионального образования, предприятий и учреждений, потенциальными будущими работниками которых являются обучающиеся в ОО.
Процедуры внутренней системы оценки качества образования на уровне образовательного учреждения:
- внутренний контроль качества образования;
- внутренние мониторинги качества образования;
- социологические опросы участников образовательных отношений с целью выявления степени удовлетворенности деятельностью образовательного учреждения;
- проведение самообследования.
Методические материалы
Сборник «Управление рисками образовательной деятельности как фактор повышения эффективности управления качеством образования в региональной системе образования», комитет общего и профессионального образования Ленинградской области, 2018
Сборник примерных локальных нормативных актов, регламентирующих образовательную деятельность общеобразовательных организаций, комитет общего и профессионального образования Ленинградской области, 2019
Методические рекомендации по созданию условий для психологического сопровождения обучающихся общеобразовательных организаций, утверждены распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 30.08.2019 № Р-88
Методические рекомендации по результатам анализа муниципальных программ поддержки школ с низкими результатами подготовки обучающихся и находящихся в сложных социальных условиях по их переводу в эффективный режим работы, ГАОУ ДПО «ЛОИРО, 2020
Муниципальная программа поддержки школ, показавших низкие образовательные результаты обучающихся, и школ-новостроек в муниципальной системе образования Всеволожского района Ленинградской области, утверждена распоряжением Комитета по образованию администрации МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области от 05.02.2020 года № 125
Муниципальная дорожная карта мероприятий помощи школам с низкими образовательными результатами и школам-новостройкам на 2019-2020 и 2020 - 2021 учебные года, утверждена распоряжением Комитета по образованию администрации МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области от 18.05.2020 года № 391
Методические рекомендации по разработке и оформлению программ перехода школ в эффективный режим функционирования, утверждены распоряжением Комитета по образованию администрации МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области от 18.05.2020 года № 391